Технология
Стабилизация грунта — прочное и долговечное основание
Стабилизация - это один из способов устройства оснований. В результате физико-химического воздействия на грунт с помощью специальных машин и добавок грунт закрепляется и приобретает свойства твердого тела.
Исследования в области стабилизации грунтов в СССР берут начало в 20-30-х годах ХХ века. К примеру, результаты подобных исследований публиковались Военно-транспортной академией Красной армии им. Л. М. Кагановича в материалах II военной научно-технической конференции в 1939 г. Разработкой технологии стабилизации грунтов на протяжении десятилетий активно занимался СоюздорНИИ, в котором был создан специальный отдел укрепления грунтов.
Сегодня технологии стабилизации грунтов применяются строителями во всем мире. Мощные, современные машины — ресайклеры и последние достижения в области химии почв делают процесс укрепления грунтов очень эффективным по сравнению с традиционным способом устройства оснований: выемкой грунта и заменой его на песчано-гравийную подушку.
Преимущества
на 20-60%
в 2-5 раз
техники
грунты
нагрузки
Описание метода
Компания «Геостабилизация» может выполнить стабилизацию верхнего слоя грунта на глубину до 450 мм путем внесения вяжущих компонентов: цемента и специальных добавок.
Для внесения добавок используется ресайклер — машина с вращающимся фрезерным барабаном, на котором установлены сотни высокопрочных резцов. При вращении барабана происходит срезание верхнего слоя грунта и его качественное перемешивание с вяжущим в специальной камере. Стабилизации можно подвергнуть не только грунты, но и отдельные слои дорожных одежд, разрушающиеся асфальтобетонные покрытия (холодный ресайклинг), основания из щебня. Вместе с вяжущим в камеру ресайклера поступает вода и другие необходимые компоненты. На выходе получается однородная, увлажненная смесь грунта со стабилизаторами.
Где применяется
Стабилизированный грунт пригоден для непосредственной эксплуатации с поверхностной обработкой, а также для последующей укладки слоев износа: бетона и асфальта, которые могут быть гораздо тоньше, чем при их устройстве по щебню.
Схема процесса
Работы по стабилизации грунта начинаются с лабораторного подбора вяжущих. Площадка должна быть предварительно выровнена, растительный слой почвы удален.
Перед ресайклером на площадку выходит распределитель цемента, который в соответствии с заданной рецептурой рассыпает по поверхности заданное количество вяжущего. К ресайклеру подсоединяется водовоз из которого в смесительную камеру ресайклера поступает вода, количество которой автоматически дозируется для получения определенной влажности. После прохода ресайклера увлажненный грунт, перемешанный со стабилизатором, уплотняется катками, а затем поверхность профилируется грейдером и окончательно уплотняется. Технологический процесс от распределения цемента до окончателного уплотнения непрерывен. По окончании работ стабилизированный грунт подвергается лабораторным испытаниям.
В результате проделанных операций верхний слой грунта превращается в монолитную плиту с повышенной прочностью, несущей способностью, устойчивостью к статическим и динамическим нагрузкам, а также сопротивлением размыву и просадкам. Такое основание во многих случаях позволяет полностью отказаться от использования песка и щебня.
Сравним затраты?
Примерный пирог для устройства технологической площадки с бетонным покрытием под нагрузку около 5 т/кв. мТрадиционный подход
- 1) Бетонная плита
200 мм - 2) Армирование:
Арматура 35ГС
200х200 мм
10 мм, 2 слоя - 3) Щебень дорожный
фракция 20-70
300 мм - 4) Песок речной
500 мм - 5) Подстилающий
естественный грунт
Стабилизированное основание
- 1) Бетонная плита
140 мм - 2) Армирование:
Сетка дорожная
ВР-1 100х100 мм
5 мм, 1 слой - 3) Стабилизированный
грунт
300 мм - 4) Подстилающий
естественный грунт
Но эти конструкции совершенно не эквивалентны по затратам материалов, использованию техники, трудозатратам и производительности труда. При традиционном подходе вы затратите на 25% больше бетона, в 2 раза больше арматуры, сотни тонн песка и щебня (с транспортными расходами) + затраты на перемещение грун- тов. А для стабилизации вы просто используете грунт, который уже лежит на площадке.
ОФИЦИАЛЬНОЕ МНЕНИЕ:
"Укрепление грунтов представляет собой наиболее радикальный и эффективный путь обеспечения экономии материальных ресурсов, повышения производительности труда, резкого уменьшения объема перевозок дорожно-строительных материалов".
ОДМ. Руководство по грунтам и материалам, укрепленным органическими вяжущими. МИНТРАНС РФ. РОСАВТОДОР. Москва, 2003
Наши гарантии
У нас качественная служба геодезии, оснащенная самым современным оборудованием и лаборатория, которая обеспечит, как подбор рецептур для стабилизации, так и контроль качества выполненных работ. На все выполненные работы мы даем гарантию до 5 лет в зависимости от типа объекта и особенностей его эксплуатации.
Нормативные документы
В России по стабилизации грунтов существует нормативная база для прохождения государственной экспертизы строительных проектов. Грунты, укрепленные цементом, известью, комплексными и другими вяжущими относят к нежестким дорожным одеждам. В своей работе ООО «Геостабилизация» руководствуется следующмими нормативными документами- ГОСТ 25100-95
Грунты. Классификация - ГОСТ 22733-2002
Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности - ГОСТ 5180-84
Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик -
ПОСОБИЕ (1988)
Грунты. Метод полевого определения удельных касательных сил морозного пучения - ГОСТ 5686-94
Грунты. Методы полевых испытаний сваями - ГОСТ 30672-99
Грунты. Полевые испытания. Общие положения - ГОСТ 27217-87
Грунты. Метод полевого определения удельных касательных сил морозного пучения
- СНиП 3.06.03-85.
(1985) Автомобильные дороги - ПОСОБИЕ
(1990) По устройству поверхностных обработок на автомобильных дорогах (к СНиП 3.06.03-85) - СП 34.13330.2012
(2013) СНиП 2.05.02-85*. Автомобильные дороги - ГОСТ 30412-96
Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий - ГОСТ 25607-2009
Смеси щебеночно-гравийные-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия - ГОСТ 30413-96
Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием
- ОДМ 218.1.004-2011
Классификация стабилизаторов грунтов в дорожном строительстве (РОСАВТОДОР) - ГОСТ 23558-94
Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия. - ОДН 218.046-01
Проектирование нежестких дорожных одежд. Государственная служба дорожного хозяйства министерства транспорта РФ, Москва, 2001 г. - МОДН 2-2001
Проектирование нежестких дорожных одежд. Межправительственный совет дорожников, Москва, 2002 г. - ВСН158-69
Технические указания по комплексным методам укрепления грунтов цементом с применением добавок химических веществ при устройстве дорожных и аэродромных оснований и покрытий, Минтрансстрой СССР - ГОСТ 30491-97
Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия - ОДМ (Росавтодор)
Руководство по грунтам и материалам, укрепленным органическими вяжущими. МИНТРАНС РФ. РОСАВТОДОР. Москва, 2003 г.
-
МР ФГУП «СОЮЗДОРНИИ» МР
по проектированию и строительству земляного полотна в зоне вечной мерзлоты с использованием разрыхленных мерзлых грунтов, сохраняемых в мерзлом состоянии во время эксплуатации - ВСН 26-90
Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири